Имущество на продажу

Архив материалов

Ноябрь 2010

Росимущество продаст ОАО «Московский Метрострой»

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) 23 декабря проведет аукцион по продаже 804,132 тыс. (100%) обыкновенных акций ОАО "Московский Метрострой". Начальная цена пакета - 2199,216 млн. руб., шаг аукциона - 20 млн. руб.

Слияния и поглощения, 22.11.2010

Никольский рынок продан с торгов

Санкт-Петербург. Очередной памятник федерального значения — Никольский рынок — на аукционе Фонда имущества Санкт-Петербурга выкупил арендатор по стартовой цене. В реконструкцию объекта под отель и бизнес-центр компания вложит 220 млн долл., от торговой функции решено отказаться. Создание торгового центра снизило бы объем инвестиций, однако место для магазинов неудачное, говорят эксперты. Ждать интриги от аукционов по объектам культурного наследия, сданным в долгосрочную аренду, не стоит, считают они.

ЗАО «Никольские ряды» предложило за здание рынка на Садовой, 62, стартовую цену 420 млн руб., второй участник, имя которого не озвучивается, не стал ее повышать. Договор с «Никольскими рядами» заключен в 2002 году до июня 2051 года, арендная плата внесена за весь период в сумме 81,2 млн руб., сообщили в комитете по управлению городским имуществом. Ко второй половине 2013 года общая площадь здания вырастет до 63 тыс. кв. м (сейчас — 28,4 тыс. кв. м) за счет застройки внутридворовой территории, рассказал генеральный директор «Никольских рядов» Олег Шапошников. В составе комплекса будут четырехзвездочная гостиница на 350 номеров (30 тыс. кв. м), бизнес-центр класса A (10 тыс. кв. м), подземная парковка на 220 мест. В 2007 году заключен договор с Intercontinental Hotels Group об управлении отелем под брендом Crowne Plaza. От исторической для рынка торговой функции решено отказаться — здание не выдержало бы такой нагрузки, отмечает генеральный директор. «Удаленное расположение от транспортных и пешеходных коридоров исключает потенциал развития ритейл-проекта», — подтверждает руководитель отдела инвестиционного консалтинга ASTERA Александр Волошин. Однако вложения в торговую функцию могли бы быть меньше, считает управляющий директор NAI Becar в Петербурге Илья Андреев. Бизнес-центр и гостиница будут востребованы, уверены аналитики.

Завершить согласование проекта с Росохранкультурой и КГИОП и получить разрешение на строительство владелец рассчитывает к апрелю 2011 года. Объем инвестиций Олег Шапошников оценивает в 220 млн долл., сейчас израсходовано более 30 млн долл. Финансировать проект будет зарубежный фонд, его название не озвучивается. По данным СКРИН, 50% ЗАО «Никольские ряды» принадлежит ООО «Холдинговая компания Сосново», 50% — гражданину России. «Сосново», в свою очередь, на 100% контролируется гражданами России. Окупить вложения инвестор сможет не менее чем за 15 лет, уверена руководитель направления консалтинга Praktis CB Татьяна Яблокова.

Прошедшие торги были далеко не первыми, на которых распродавались памятники архитектуры. Осенью 2010 года Фонд имущества продал здание Малого гостиного двора. Его выкупил арендатор — Петербургское агентство недвижимости. В октябре «Софкомфлот» стал владельцем Круглого рынка. Для сданных в аренду зданий-памятников это обычная ситуация, особенно если арендная плата авансирована, говорят эксперты. «В этом случае сторонний инвестор вряд ли может извлечь выгоду из объекта», — подчеркивает первый заместитель гендиректора Фонда имущества Динара Усеинова. Илья Андреев добавляет, что сторонняя компания будет бороться за лот, только если уверена, что договор аренды можно расторгнуть.

На 24 ноября запланирована продажа Дома Кочубея, он сдан в аренду ЗАО «Икар» до ноября 2040 года. Аукцион по продаже Дворца Михаила Михайловича (в аренде до декабря 2049 года у ООО «Северо-Западная финансовая группа»), назначенный на 19 ноября, признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок, торги будут проведены повторно. На январь 2011 года перенесен аукцион по Дому Достоевского (арендует ЗАО «Гоголя, 23» до 2055 года), на 25 мая 2011 года — продажа гостиницы «Астория» (в аренде у ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория» до 2046 года). По «Астории» потенциальным покупателям нужно больше времени на оценку проекта, говорят в Фонде имущества.

РБК daily, 22.11.2010

Дворец не продается

Санкт-Петербург. Торги по продаже здания на Адмиралтейской набережной, 8, лит. А (дворец Великого князя Михаила Михайловича), в пятницу не состоялись из-за отсутствия необходимого количества заявок, сообщила первый замгендиректора Фонда имущества Динара Усеинова. Здание площадью 5030,5 кв. м со служебным домом 3135,9 кв. м и двумя участками общей площадью 4085 кв. м было выставлено на торги по минимальной цене в 700 млн руб. Повторные торги могут пройти до конца года, вопрос цены обсуждается, говорит Усеинова.

Ведомости, 22.11.2010

Продажа «Астории» отложена

Санкт-Петербург. Фонд имущества выставил на торги здание-памятник площадью 16 998 кв. м и участок в 0,3 га под ним по стартовой цене 2,5 млрд руб. (2,18 млрд руб. без НДС). До 2046 г. его арендует ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория» по фиксированной ставке (с ноября 2009 г. по август 2011 г. она составляет 3,45 млн руб. в месяц). Контрольный пакет этой компании принадлежит британскому ООО «Рокко Форте энд фэмили», которое управляет 13 европейскими отелями класса люкс. В «Астории» 210 номеров. 3 ноября арендатор сообщил о том, что заинтересован в выкупе здания, но считает цену неадекватной. ГК «Астория» пригласил две компании для независимой оценки.

Торги переносятся для повышения инвестиционной привлекательности, объяснила представитель фонда Алина Куберская. Подавал ли заявку арендатор здания, она не комментирует. Цена лота не изменится, сообщил фонд.

Представители ГК «Астория» и Rocco Forte & Family отказались от комментариев.

Если объект не будет реализован в этом году, его можно будет продать в следующем, снижать цену администрация не собирается, ведь «Астория» — жемчужина города, говорил в начале ноября «Ведомостям» гендиректор фонда имущества Андрей Степаненко.

У города появились сомнения, что объект с обременением в виде долгосрочной аренды удастся продать за такую цену, рассуждает гендиректор Colliers International в Петербурге Николай Казанский. При отсутствии действующих арендаторов стоимость «Астории» возросла бы минимум до 3 млрд руб., считает он. Договор аренды заключен в 1997 г., когда компания британского отельера Рокко Форте стала совладельцем гостиницы. Контрактная ставка — $609 076 (плюс НДС) в квартал, раз в пять лет арендная плата может меняться по соглашению сторон, говорится в отчете об оценке, опубликованном на сайте фонда имущества. Оценку для фонда проводила «МЭФ-аудит». Вчера в компании отказались комментировать цену здания и метод оценки.

Рыночная цена здания — около 1,5 млрд руб., полагает консультант по недвижимости, просивший не называть его имя в печати. Цена объекта завышена в разы, считает сотрудник компании, которая оценивала «Асторию» по заказу арендатора.

Президент группы компаний «Аверс» Михаил Зельдин говорит, что не помнит, чтобы торги откладывались на такой срок, но считает перенос логичным: «Астория» требует большего срока экспозиции. Продать ее в мае по этой цене больше шансов, так как интерес может появиться у западных инвесторов, без капиталов которых сделка вряд ли состоится, считает Зельдин. Сумма большая и нужны длинные деньги, привлеченные под невысокий процент, объясняет он. Объект может привлечь других инвесторов, решение о переносе торгов можно понять, считает гендиректор Maris Properties/CBRE Борис Мошенский. В покупке таких объектов, как «Астория», обычно заинтересован сам обременитель, говорит Казанский.

Ведомости, 19.11.2010

Шереметьево и «Базэл» продают ТЗК

На этой неделе ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) должно объявить условия конкурса по продаже аэропортового топливно-заправочного комплекса (оператор по хранению и заправке авиакеросина). Вместе с долей аэропорта (69%) на продажу выставляются и принадлежащие "Аэрофлоту" акции ТЗК (31%). Как рассказал гендиректор МАШ Михаил Василенко, от продажи ТЗК планируется выручить более 1,5 млрд. руб. По словам топ-менеджера, аэропорт хочет передать этот бизнес нефтекомпаниям. "Авиаперевозчики должны покупать топливо напрямую у нефтяников, которые могут предлагать его дешевле", - считает руководитель Шереметьево. В "Аэрофлоте" продажу доли в ТЗК объясняют тем, что это непрофильный для компании актив.

Также в ближайшее время могут быть проданы ТЗК в аэропортах Краснодара, Сочи, Геленджика и Анапы (ими управляет "Базэл Аэро"). Как рассказали участники рынка, "Базэл" предложил нефтяникам купить подконтрольное ему ООО "Базовый авиатопливный оператор" (БАТО), куда входят ТЗК аэропортов холдинга. Источник в "ЛУКОЙЛ-аэро" говорит, что все нефтяные компании обсуждали возможность покупки этих активов, однако цена ТЗК показалась им завышенной. По данным одного из топливозаправщиков, за БАТО просят около $150 млн.

В "Базэле" отказались от комментариев, но источник, близкий к холдингу, подтвердил планы продажи ТЗК. Источник в "Базэл Аэро" добавил, что холдинг хочет сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе - обслуживании самолетов и пассажиров. Собеседник уверен, что покупатель найдется. "Актив привлекателен: с нами работают 50 авиакомпаний, которые делают из южных аэропортов около 30 тыс. взлетов и посадок", - поясняет он. В 2009 году аэропорты "Базэла" обслужили 3,478 млн. пассажиров, прогноз на 2010 год - 4,524 млн. пассажиров. МАШ в 2009 году обслужил 14,7 млн. пассажиров.

Участники рынка полагают, что продажа ТЗК аэропортами продиктована текущей демонополизацией рынка, происходящей под давлением ФАС и ФСТ и снижающей маржинальность бизнеса. По словам совладельца красноярского ТЗК "Сибирь Авиа Сервис" Игоря Каталевского, прошлогоднее ужесточение требований ФАС по обеспечению недискриминационного доступа к ТЗК снизило рентабельность бизнеса на порядок. "Если раньше ТЗК в крупном аэропорту приносил около $20 млн. чистой прибыли в год, то теперь он зарабатывает лишь $1-2 млн., чего едва хватает на развитие инфраструктуры", - говорит он. Правда, это не мешает ценам на топливо для авиакомпаний расти.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что Шереметьево решило избавиться от актива, так как не получало от него прежних объемов денег - большинство крупных авиакомпаний не покупает у ТЗК топливо, а только хранит в нем свое и пользуется услугами по заправке. "ТЗК "Базэла" требовали модернизации. Вероятно, компания не смогла проинвестировать в их развитие самостоятельно, но поняла, что в аэропортах нужно иметь нормальные комплексы", - добавляет эксперт. По его словам, в итоге нынешних собственников ТЗК должны заменить вертикально интегрированные нефтяные компании. Но глава "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов возражает и считает, что "это приведет к локальному монополизму нефтекомпаний на рынке". Он приводит в пример западный рынок, где нефтяники доставляют керосин до ворот аэропорта, а хранение и заправку обеспечивают специализированные компании. Это, по мнению эксперта, позволяет исключить возможность установления монопольных цен на керосин.

Коммерсантъ, 09.11.2010